ЦВЕТА ЗИМНЕГО ДВОРЦА.
До дискуссии о возвращении Зимнему дворцу исторического колорита, большинство петербуржцев считало, что нынешний цвет дворца - бирюзовый - и есть исторический. Весёлый, барочный, таким его знают четыре поколения горожан. Оказалось – нет.
ДВОРЕЦ ЦВЕТА СОЛНЦА.
Любимый архитектор императрицы Елизаветы Франческо Бартоломео Растрелли замыслил главный дворец русских правителей в нежных золотисто-персиковых тонах. Точнее, окрасили его тёплой охристой краской – примерно в той же гамме, что и возведённый в Северной столице ранее Петропавловский собор. А вот декор здания сразу стал белым, что характерно для стиля барокко. В протоколах Канцелярии от строений указывалось, что на работы по возведению Зимнего императрица Елизавета Петровна приказала отпустить известь, мел и пигмент «под цвет дикого камня».
Окрашенный в цвет зари громадный дворец выглядел воздушным, парящим. Венценосная заказчица не смогла «принять работу» Растрелли - умерла за полгода до окончания строительства.
А потом каждый последующий правитель перестраивал дворец по своему усмотрению, как нравилось. И перекрашивал. Сначала фасад только подкрашивали, ведь в петербургском климате штукатурка долго не живёт. Постепенно колер темнел, насыщался охрой.
Рассматривая изображения Зимнего дворца XVIII века, можно заметить, что он будто бы отличался куда более скромными размерами по сравнению с нынешним зданием. На самом деле ощущение компактности и воздушности создавали светлые оттенки, поэтому резиденция правителей и казалась столь лёгкой и относительно небольшой. Однако это цветовое решение порождало массу проблем. В условиях непредсказуемого петербургского климата нарядные фасады Зимнего дворца надолго не сохранялись, и ремонтировать их приходилось с завидной регулярностью. Стены местами перекрашивали, правда, пока в соответствии с первоначальной гаммой. Полностью обновить оттенок дворца пришлось в 1786 году, в период правления Екатерины Великой. По словам современников, к тому времени Зимний настолько был измучен капризами столичной погоды, что принял «безобразный вид». От летней пыли и дождей краска на верхних этажах повредилась, повсюду виднелись пятна. Стало ясно, что на сей раз косметическим ремонтом отделаться не выйдет, и весь Зимний дворец снова выкрасили в золотисто-охристый цвет, а колонны – в белый.
До пожара 1837 года здание существовало в привычном обличии. Единственное затронувшее его изменение – это красная крыша вместо светло-серой. А уже после катастрофы внешний вид фасада решили несколько изменить. Теперь для создания нового оттенка использовались гашеная тосненская известь, плотная охра и олонецкая земля цвета слоновой кости. В начале 1860-х годов, при Александре II, фасады стали ещё более тёмными и насыщенными, а Александр III в 1888 году распорядился изменить окраску оконных переплётов, выкрасив их «под дуб».
Именно при Александре III Зимний дворец приобрёл красноватый оттенок.
ЭКСПЕРИМЕНТЫ XX СТОЛЕТИЯ.
Начало нового века совпало с радикальными переменами в облике Зимнего. Еще в 1897 году последний русский император Николай II одобрил проект окраски фасадов без выделения колонн и декора. Распоряжение государя выполнили в 1901 году, и результат многих поверг в шок. Не только Зимний дворец, но и остальные здания на Дворцовой площади – штаб Гвардейского корпуса и Главный штаб – стали насыщенно-красными («кирпичного» цвета) и, по распространённому мнению, полностью утратили свою уникальность. Но император и архитекторы стояли на своём: им представлялось, что подобное решение способствует единству восприятия ансамбля, а значит, отказываться от него не следует.
Напрасно общественность деликатно намекала Николаю II, что этот колер уродует прекрасную архитектуру Растрелли.
История внесла свои коррективы: когда 9 января 1905 года на пути ко дворцу пролилась кровь рабочих, желающих вручить своему царю петицию, новый оттенок Зимнего показался императору не самым удачным. Это событие заставили монарха пересмотреть своё решение.
В ходе ремонтных работ накануне трёхсотлетия царствования династии Романовых министр Императорского двора В.Б. Фредерикс «изъявил желание, чтобы Императорский Зимний Дворец был окрашен в колер более светлый, чем тот, в который он окрашен в настоящее время».
Юбилей 1913 года здание встретило уже в терракотовом оттенке, оставалось таким уже после свержения монархии и «позировало» художнику Борису Кустодиеву для картины «Праздник на Площади Урицкого» (такое название Дворцовая площадь носила с октября 1918 по январь 1944 года).
В 1920-х годах начались очередные эксперименты по изменению фасадов Зимнего дворца. На некоторое время здание и вовсе стало оранжевым, но краска на масляной основе быстро потрескалась.
Поиски нового цвета начались после Великой Отечественной войны (во время блокады Ленинграда Эрмитаж замаскировали - эдание было серого цвета). И уже в 1947 году уважаемая комиссия из ведущих архитекторов города единодушно решила выкрасить стены дворца в изумрудный с голубизной цвет – цвет моря, жизни, а окна окрасили белой краской. Таким он остаётся и по сей день, с разными вариациями колера, порой зависящими от экономической ситуации и наличия краски.
Что будет дальше? Зимний окрашивают примерно раз в пять лет. Посмотрим.
В этой публикации вы можете увидеть фасады Зимнего дворца, раскрашенные в исторические цвета. Изображения сделаны на основе современной фотографии.
Использована информация с официального сайта Государственного Эрмитажа.
Цвета скопированы с фотографий фрагментов штукатурки фасадов дворца в разные исторические периоды.
Возможно, есть ряд неточностей в передаче некоторых декоротивных и архитектурных деталей, но в целом данные изображения передают цвета и колористику Зимнего дворца на протяжении вот уже 260 лет.
1. Зимний дворец. Окраска второй половины XVIII века. Б.Ф.Растрелли.
2. Зимний дворец. Окраска рубежа XVIII - XIX вв.
3. Зимний дворец. Окраска конца 1830-х начала 1840-х гг.
4. Зимний дворец. Окраска 1860-х - 1870-х гг.
5. Зимний дворец. Окраска 1880-х - 1890-х гг.
6. Зимний дворец. Окраска первой четверти XX века.
7. Зимний дворец. Окраска 1940-х - 1960-х гг.
8. Зимний дворец. Окраска в настоящее время.
Источник: фотографии взяты с сайта-путеводителя по Санкт-Петербургу "Привет, Питер!".